Кому в митрополии жить хорошо: история исчезновения вологодского иеромонаха Паисия

21 сентября 2021 12:58

В центре неоднозначной истории оказался игумен Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни Паисий Новожёнов.

Священнослужителя назначили на этот пост 1 июля 2021 года. Иеромонах приехал в Вологодскую область из Твери. Заоникиева пустынь расположена в 10 километрах от регионального центра и находится в деревне Лучниково. 

Как сообщает портал newsvo.ru, история началась 7 сентября с публикации товарища и помощника священнослужителя Павла Канищева в социальных сетях. По его словам, в начале осени игумен неожиданно пропал. Последний раз его видели на берегу реки Вологда возле Спасо-Прилуцкого монастыря. Однако ещё более шокирующей новостью оказалось то, что незадолго до исчезновения Паисию угрожали. Новый ставленник вплотную взялся за реорганизацию Богородице-Владимирской пустыни «по всем монашеским канонам и уставам». По всей видимости, не всем данный факт пришёлся по душе. 

За пять дней до исчезновения игумен написал у себя на стене в соцсети о том, что неизвестные похитили его любимых котят. Причём священнослужитель был уверен - пошёл на подлость кто-то из близкого окружения. 

После громкого заявления близкого друга иероманаха поднялась волна общественного негодования и споров. Однако Вологодская митрополия не подтвердила информацию о пропаже Паисия Новожёнова. Представители епархии уверенно заявляли, что игумен просто уехал на малую родину в Тверь.

По прошествии 8 дней Вологодская митрополия официально прокомментировала пропажу отца Паисия. Параллельно с заявлением церковного руководства в сети развернулись настоящие баталии между сторонниками и противниками пропавшего иеромонаха.

Всё тот же Павел Канищев чуть позже подробнее рассказал о положении дел в Заоникиевой пустыни. По его заявлениям, церковное начальство, мягко говоря, не поддержало начинаний Паисия. Его товарищ у себя на странице даже высказывал предположения о том, что кое-кто из местных при покровительстве церковных служащих использует храм в своих целях. 

Павел выражается прямо, рассказывая о ситуации в пустыне: «Игумен Паисий не стал терпеть беззаконие и решил расставить всё по местам. Но не тут-то было. Круговая порука оказалась очень крепка. В монастырь три года назад был сослан один немолодой иеромонах, страдающий алкоголизмом. В Спасо-Прилуцком монастыре было смущение от семинаристов, и иеромонаха отправили подальше от города». 

Новый ставленник чётко решил изменить ситуацию в приходе. Паисий вознамерился выгнать непутёвых служителей. На место же потерявших доверие людей должны были прийти образованные дисциплинированные помощники.  В итоге между Паисием и скомпрометированным иеромонахом началось настоящее сопротивление. В баталиях стали принимать участие сторонники обоих священнослужителей. Со всех позиций посыпались жалобы.

Для изучения деятельности игумена даже собрали комиссию, на которой недруги Паисия пытались дискредитировать его работу. Хотя на стороне приезжего игумена оказались и староста посёлка Лучниково, в котором располагается Заоникиева пустынь, и многие другие местные жители.  

Комиссия состояла из председателя церковного суда иерея Георгия Зарецкого, благочинного вологодских монастырей иеромонаха Иоасафа Вишнякова и секретаря епархии. По словам всё того же Павла Канищева: «Было похоже, что перед комиссией митрополитом была поставлена задача примирить враждующие стороны и в суть проблем монастыря они вдаваться не собирались».

После собрания противники Паисия заблокировали его в соцсетях, лишив тем самым возможности, исполнять свои духовные и церковные обязанности. Затем появилось сообщение об исчезновении игумена и описанная выше на него реакция областной митрополии. Кроме того, позже в своих комментариях, представители Вологодской епархии отметили, что после проведения комиссии было принято решение о том, что компромисс между сторонами конфликта может быть найден. Однако по непонятным причинам Паисий и трое его помощников на следующий день выехали в Тверь. Оттуда, по данным вологодских священнослужителей, один из товарищей игумена и опубликовал пост о пропаже иеромонаха. 

Уже через два дня после всех событий на странице Паисия Новожёнова появился новый пост. Он вышел на связь с подписчиками. Почитатели игумена желают ему сил и терпения. Противники же продолжают негативно высказываться в отношении иеромонаха. 

Полная версия