Речь идёт об иконах XVII столетия из трёх монастырей России и скульптуре «Ангел». Экспонаты вернулись на вологодскую землю после реставрации.
Иконы из Ферапонтова монастыря, Кирилло-Белозерской обители и Нило-Сорской пустыни середины XVII века, уникальнейший праздничный головной убор в золотном исполнении, бытовавший в Нижегородской губернии в первой половине XIX столетия, скульптура ангела того же времени, и произведения живописи вернулись в Кирилло-Белозерский музей-заповедник после реставрации – всего около 40 предметов исторического наследия страны.
«Ежегодно в музей на вечное хранение поступают экспонаты разных исторических периодов. За 2024 год мы приняли около трёх тысяч предметов. Многие из них нуждаются в реставрации, которую, благодаря созданным современным реставрационным мастерским на базе музея, мы можем обеспечить на месте. У нас работают реставраторы по тканям, металлу, темперной живописи и дереву. За последние три года их силами из аварийного состояния было выведено более 500 редчайших экспонатов, среди которых – иконы, церковные облачения, утварь, предметы быта разных веков. Тем не менее, реставрация памятников – дело весьма кропотливое, трудоемкое и затратное по времени. Для того, чтобы она шла быстрее, мы успешно сотрудничаем со специалистами из других реставрационных мастерских – Свято-Тихоновским университетом, Московским художественным училищем, Суздальским филиалом Санкт-Петербургского государственного института культуры, Костромским филиалом ВХРНЦ имени академика И.Э. Грабаря», – отмечает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
Сегодня после реставрации в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Кириллов вернулись семь старинных икон возрастом около 400 лет. Четыре иконы происходят из деисусного ряда деревянной Предтеченской церкви Нило-Сорской пустыни: «Преподобный Ефрем Сирин», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Святитель Иоанн Златоуст». Над восстановлением памятников древнерусской живописи работали студенты кафедры реставрации под руководством реставратора темперной живописи Максим Василенкова.
Выяснилось, что иконы были написаны иконником Григорием в 1656-1657 годах. Кроме того, отреставрированными вернулись и иконы из Ферапонтова монастыря «Сретение» и «Сошествие Святого Духа», а также «Снятие с креста» – из церкви Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря. В ходе реставрации на иконах был укреплен левкас и красочный слой, удалены загрязнения, восполнены утраты древесины, удалён потемневший покровный слой и поновительские записи, восполнены утраты левкаса, выполнены тонировки.
В рамках реставрационных работ специалисты восстановили картины, старинную посуда из фарфора, шитьё. «Драгоценный шёлковый платок с золотными и серебряными нитями, датированный началом XIX века, размером 77 на 122 сантиметра вернулся из Суздальского филиала СПбГИК. Известно, что памятник более 200 лет назад был вышит вручную, и только в прошлом году поступил в фонд Кирилло-Белозерского музея. Такие золотошвейные платки бытовали в Нижегородской губернии, как праздничный женский головной убор. Этот платок стал единственным в коллекции федерального музея. Восстановить первоначальный вид экспоната удалось благодаря усилиям реставратора Валентины Ворониной под руководством реставратора по ткани высшей категории Людмилы Михайловны Громыко», – рассказывает заместитель генерального директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова.
Несказанно рады в музее возвращению скульптуры ангела и неизвестного святого, созданных из дерева в XIX веке. Реставратор Костромского филиала ВХРНЦ им. Академика И.Э. Грабаря Александр Рыбцов смог отреставрировать и законсервировать позолоченные фигуры. Совсем скоро посетители Кирилло-Белозерского музея-заповедника смогут увидеть их на выставке в Казенной палате «Красота резного образа.
Напомним также, узнать историю череповецкого водопровода можно в новом интерактивном музее. Ранее вести35.рф рассказывали об этом в своём материале.