«Последний богатырь: Посланник Тьмы» - новый фильм Disney, студии Yellow, Black and White и Телеканала «Россия» - завершает весёлую приключенческую киноэпопею «Последний богатырь», первая часть которой вышла на экраны в 2017 году.
Снятая на материале русских народных сказок и былин, но с поистине голливудским размахом, картина погружает зрителей в увлекательный сюжет, разворачивающийся одновременно в сказочном Белогорье и современной Москве. Перемещаясь из мира сказок в привычную нам реальность, выдуманной древности в настоящий мир, герои совершают подвиги, побеждают нечистую силу и поддаются чарам, не признающим ни временных, ни географических границ.
Зрителей вновь ждёт волшебство и добрый юмор, неожиданные сюжетные повороты и захватывающий дух экшен. Поклонники франшизы не только снова попадут в сказочный мир Белогорья, встретятся с полюбившимися героями, но и увидят новые приключения знакомых персонажей в реалиях современного мегаполиса - с поездками на такси и мотоциклах, мобильными телефонами и телевизорами. Сюжет фильма готовит зрителям множество непредсказуемых поворотов и сюрпризов, а также подарит встречу с новыми волшебными персонажами, известными каждому по русским сказкам, но - в новых, оригинальных амплуа.
Идея «Последнего богатыря», в своем первоначальном варианте, была сформулирована много лет назад, когда компания Disney впервые обратилась к режиссёру Дмитрию Дьяченко с предложением снять современную киноисторию на русском былинном материале. Даже название тогда фигурировало - «Меч-кладенец». И хотя проект не состоялся, несколько лет спустя к идее сделать увлекательный приключенческий фильм для детей вернулись, теперь уже - в партнерстве с Yellow, Black and White. В результате на экраны российских кинотеатров вышла картина, для которой, по словам Дьяченко, «взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом».
Работа над фильмом «Последний богатырь: Посланник Тьмы» началась одновременно с работой над второй картиной «Последний богатырь: Корень зла» в 2017 году сразу после окончания съёмок первой части. На создание сценария, которым, как и прежде, занялась команда сценаристов сериала «Кухня» и фильма «Кухня в Париже» - Василий Куценко, Игорь Тудвасев, Димитрий Ян и Павел Данилов под руководством Виталия Шляппо - ушло около двух лет. Съёмки второго и третьего фильма трилогии также проходили одновременно и заняли в общей сложности более 100 съёмочных дней.
Среди источников мифологии «Последнего богатыря» сказки и былины присутствуют на равных, но это не понятия-синонимы. Из былин, в которых богатыри бились с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, нечистая сила перекочевала в сказки, где сражаться со злодеями и чудищами - и их побеждать - приходилось уже простым людям. Общего в них было - хэппи-энд, который в более древних народных сказаниях - так называемых быличках или бывальщинах - никто не гарантировал, а чудеса, творимые нечистью, представлялись реальностью. Создатели «Последнего богатыря», таким образом, соединили сказки с былинами, переделав их на современный лад. Сочиняя спин-офф старой сказки, они подчинили сюжет современной логике, наделив чудовищ вполне человеческими свойствами характера, а людей наградив сверхъестественными талантами.
В новом фильме Ивану и его друзьям предстоит встретиться лицом к лицу с таинственным Чёрным богатырём - порождением Зла, скрывающим свою личность. Отчасти его образ можно связать с убеждениями профессора истории русской литературы Ореста Миллера, утверждавшим, что богатыри - мифологические существа, некоторые из которых являлись образами диких, неукротимых сил природы, в том числе грозных и враждебных людям. Но большинство других исследователей былин и сказаний с ним не согласны, полагая, что богатыри - отражение и собирательный образ различных реальных людей, предания о которых передавались из уст в уста, а главнейшие черты русского богатыря - это совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав. Поэтому Чёрного богатыря можно сравнить, скорее, с Чёрным рыцарем - средневековым рыцарем, который не имел при себе геральдических опознавательных знаков, намеренно скрывая свою личность из-за участия в действиях, не соответствующих его высокому социальному статусу. Эти опытные и вооружённые воины являли собой достаточно могучую, непредсказуемую и опасную силу.